История иконописи описана не единожды различными авторами, зачастую их мнения разнятся, но нечто целое и единое прослеживается у всех авторов. Начало написания икон относится к временам первых апостолов, однако, в связи с тем, что долгое время на последователей Иисуса были гонения со стороны язычников, то многие иконы писались образами и иносказаниями, не давая прямого изображения.
В частности сам Иисус изображался в виде доброго пастыря или в виде рыбы. Почему именно рыба - это анаграмма, на греческом языке слово Рыба состоит из 5 букв, если каждую из них облачить в слово, то в переводе на русский язык получится фраза Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Поэтому изображение рыбы читалось верующими как символ таинств крещения и причастия. Одна из таких икон была найдена подземной римской усыпальнице Люцины в Риме, время ее написания предположительно конец первого, начало второго века. Изображения Иисуса и были найдены на стенах подземных усыпальниц, на самих гробницах и на различных вещах, лампах, кольцах, кувшинах. Пожалуй самые первые рисунки святых найдены в подземельях Рима, именно там христиане прятались от язычников и совершали богослужения. На кладбище Ермия, которое находится под землей найдены первые иконы, на которых изображен добрый исцеляющий пастырь. Так же там есть икона Ионы, которого выбросил на берег Кит. В катакомбе Марцеллина и Петра есть рисунок, на котором изображено как волхвы поклоняются младенцу Иисусу, которого держит на руках Пресвятая Дева.
История иконописи развивалась волнами, были и периоды расцвета и периоды упадка, как правило это зависело от власть держащих. Один из таких периодов это время правления Льва III, т.е. начало восьмого века, уже в 726 году он повелел иконы вешать так высоко, что к ним невозможно было прикоснуться или поцеловать их, так же он запретил преклонять колени пред иконами, и уже в 731 году он вовсе запретил нахождение икон в общественных местах, в этом же указе запрещалось почитание икон. Этими указами он надеялся сблизить иудеев и мусульман, его сын Константин Копроним и внук Лев Хазарь с еще большей жестокостью продолжили дело Льва III, продолжалось это вплоть до 780 года. Однако эта политика возымела прямопротивоположное действо, им не только не удалось расположить магометан к греческой империи, но и нарастал гнев собственного народа и даже более того римские папы и восточные патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский и вовсе не хотели иметь ни общей церковности ни общей духовности с Константинополем.
Небольшой прогресс, длившийся 25 лет, наметился при правнуке Льва III – Константине VI и его матери Ирине, она в г. Никее в 787 году созвали 7й Вселенский Собор, где утвердили почитание икон. Но уже следующий император Лев V Армянин и его преемники 30лет жестоко преследовали почитателей икон, лишь царица Феодора вновь отменила гонения, и 19 февраля 842 года был объявлен праздник православия, приходящийся на первую неделю великого поста. С этого времени и на протяжении последующих 700 лет иконы более не подвергались гонениям и преследованиям.